Внедрение федеральной контрактной системы позволит ликвидировать «откаты» при совершении госзакупок, заявил глава МЭР Андрей Белоусов. Оппоненты министра полагают, что взяток действительно станет меньше, но только на низовом уровне. На деятельность самых крупных коррупционеров новый закон может и не повлиять. «Если все удастся исполнить, практически откаты станут невозможны», - заявил в среду глава Минэкономразвития Андрей Белоусов на открытии форума «Госзаказ-2013». По его словам, внедрение новой системы с 1 января 2014 года, взамен действующего 94-го ФЗ, позволит улучшить контроль за госзакупками, начиная уже с этапа их планирования.
Законом установлено пять методов определения начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен. Цена контракта, по общему правилу, является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение условий контракта не допускается.
«Это действительно революция в системе госзакупок, контрактная система даст новые возможности и предъявит новые требования к планированию до размещения госзаказа», – цитирует Белоусова
РИА «Новости».
По его словам, контрактная система также будет жестко выстраивать систему контроля за поставщиками и исполнение заказа по существу. «Мы считаем, что это очень важно с точки зрения борьбы с коррупцией», – добавил министр.
В настоящее время, по словам Белоусова, порядка 39% контрактов на общую сумму 2,9 трлн рублей – это закупки у единственного поставщика. В качестве положительного примера он привел Москву, где уже введена контрактная система, применение которой снизило такие закупки в первом квартале 2013 года до 19%.
Как писала газета ВЗГЛЯД, Госдума одобрила закон о контрактной системе в сфере госзакупок в последнем чтении в марте этого года, а Совет Федерации - на прошлой неделе. Закон вступает в силу с 1 января 2014 года.ФКС имеет определенные преимущества перед действующим 94-м ФЗ, соглашаются эксперты
. Новый закон действительно поможет искоренить ситуацию, когда госзакупки осуществляются исходя не из реальных хозяйственных потребностей государства или муниципалитета, а по принципу «есть деньги - надо их освоить». ФСК вводит рациональное планирование госзакубок и отслеживание качества выполняемых поставок или работ, чего нет в действующем законе.
С другой стороны, новый закон копирует многие ошибки старого. Поэтому относительно ликвидации откатов эксперты не столь оптимистичны, как Белоусов.
Лазейки для откатов
«ФКС не в состоянии полностью исключить возможность дать откат за госзаказ. Скорее, это заблуждение. Лазейки есть всегда», - говорит газете ВЗГЛЯД партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
Впрочем, он не исключает, что откатов может стать меньше на низовых уровнях, поскольку согласно закону о ФКС федеральный центр получает большие полномочия по регулированию и планированию госзакупок. «Коррупционеры, близкие к этому федеральному центру, как раз будут иметь влияние на формирование потребностей бюджета в госзаказе», - указывает Липатов.
В этом и заключается главный недостаток нового закона - за низовой коррупцией законодатель устанавливает суровый контроль, а вот на более высоких уровнях бюджетные махинации ограничиваются меньше, считает эксперт.
«Из старого законодательства новый проект берет самый большой минус: это возможность проведения госзаказа с единственным участником», - добавляет эксперт. «Технически откат сейчас дается за формирование госзаказа под «нужного» исполнителя. Поэтому очень много конкурсов проводятся с единственным участником, который предлагает нерыночные условия. ФКС сокращает количество таких конкурсов, но не исключает их вовсе», - поясняет Липатов.
Еще есть время все исправить
«Я бы не стал утверждать, что со следующего года мы сможем полностью устранить откаты, но при желании правительства, если будет проделана необходимая работа, то можно добиться серьезного прогресса», - считает экономист ФК «Уралсиб» Алексей Девятов.
«Текст закона о ФКС достаточно общий. Но к нему будут разрабатываться подзаконные нормативные акты, с помощью которых можно было бы внести необходимые изменения. Если закон доработать до начала следующего года, когда он вступит в силу, то можно если не полностью, то по крайне мере существенно сократить суммы откатов», - считает Девятов.
По его словам, с помощью подзаконных актов необходимо изменить в первую очередь механизм формирования начальной цены госзаказа и отказаться от метода индексации. Распространенная ситуация, когда берется старая цена заказа и умножается на некий коэффициент, соответствующий условно уровню инфляции за год.
«Что касается начальной цены, то у нас, к сожалению, конечные цены не сильно отличаются от начальных. Поэтому завысив начальную цену можно серьезно завысить и конечную цену. Это зависит, в том числе и от того, насколько поставщики и заказчики аффинированы друг с другом», - поясняет Девятов.
Во-вторых, надо лучше контролировать эффективность расходования средств. «Во главу угла при закупке товаров или услуг определенного качества надо ставить вопрос – а можно ли было купить их дешевле у других поставщиков или нельзя. В том числе, надо создавать мотивацию для участников госзакупок. Если им удалось сэкономить определенный процент средств от начальной цены, тогда они могут рассчитывать на поощрительную премию в размере некой доли от сэкономленных средств», - предлагает Алексей Девятов.
Кроме того, необходимо более четко прописать критерии выбора заказчика. «Конкурсная комиссия ранжирует всех в соответствии с описанными в самой конкурсной документации критериями. Но проблема в том, что закон не совсем четко их устанавливает. Поэтому по ряду критериев, например, по квалификации участников, существует довольно большая степень произвола», - рассказывает Алексей Девятов.
Кроме того, необходимо ввести механизм референтных цен, который также помог бы снизить откаты и повысить эффективность госзакупок, считает экономист.
«Референтная цена – это максимальная цена на тот или иной товар для целей госзакупок. Этот механизм хорошо применять в случаях, когда есть один единственный поставщик того или иного товара. Сейчас в законе процедура госзакупки у поставщика-монополиста никак не прописана. И, к сожалению, монополист получает ту цену, которую запросит. Механизм референтных цен поможет ограничить величину монопольной ренты. В этом случае перед монополистом ставится выбор – либо он продает свой товар по цене, которую предлагает государство, либо нет. Конечно, возникают риски, что какие-то госзакупки могут не состояться, но, этого можно избежать при грамотной работе», - рассказывает Алексей Девятов.