В столице Каталонии – Барселоне – есть памятники на любой вкус: от строгих монументов Средневековья до «модерновых» изваяний современности. Однако самые необычные из них собраны на одной единственной улице города, знаменитой на весь мир как La Rambla (катал. «аллея»).
Еще английский писатель Сомерсет Моэм даровал Рамбле титул «самой прекрасной улицы мира». Здесь можно найти все - от картин до роскошных лилий и живых канареек. Но своей известностью Рамбла обязана самым необычным в мире монументам - «живым скульптурам», которые появились здесь в конце прошлого века.
Эту традиционную барселонскую достопримечательность не найдешь ни в одном путеводителе, потому что скульптуры эти подвижны и изменчивы. И то, что вчера на Рамбле руку вам целовал монумент «Огнедышащий дракон», вовсе не значит, что он появится здесь завтра.
Правда есть здесь и постоянные «жильцы». Например, элегантный джентльмен в котелке, чинно восседающий на белом унитазе с газетой в руках. Компанию ему составляют лихой американский ковбой в шляпе и перчатках и клыкасто-крылатый демон.
Каменный покоритель джунглей
Хайме работает «живой скульптурой» уже третий год. В этот раз его амплуа – каменный покоритель джунглей верхом на слоне.
«До этого я был чудовищем вроде Квазимодо, - объясняет Хайме, - но мне не нравилось, что от меня малыши разбегаются. А вот бравый путешественник, да еще и на таком большом и добром животном – это уже всем прохожим интересно и приятно».
Чтобы из обычного каталонца трансформироваться в каменную статую, нужен не один час. Поэтому рабочий день Хайме начинается задолго до того, как по Рамбле потекут толпы барселонцев и вездесущих туристов. «Каменный» слон, сделанный из папье-маше, всегда готов. Как и «приклеенные» к слону ноги путешественника. А вот сложный грим Хайме приходится накладывать каждый раз заново. Специальный костюм и килограммовые слои краски за несколько часов превращают «теплокровного» Хайме в безмолвное изваяние.
«В костюме и гриме я встаю в специальное отверстие, выпиленное в туловище слона так, чтобы ноги из папье-маше плотно прилегали к моим бедрам, - рассказывает Хайме. – И прохожим кажется, что мы с моим картонным другом – не только одно целое, но и что я гордо на нем восседаю».
За три года Хайме в совершенстве овладел искусством преображения. Когда центр города заполняется туристами, он ставит у своей «живой скульптуры» железную миску и замирает в ожидании. Стоит только «наезднику» услышать звон монеты, брошенной любопытным прохожим, как его монументальная композиция оживает. Руки приходят в движение, на лице расцветает улыбка, с головы слетает «каменная» шляпа. В течение тридцати секунд путешественник приветствует прохожих, улыбается детишкам и с радостью фотографируется на память. А затем вновь застывает до следующей звонкой монеты.
Чугунный Майкл Джексон
У каждой «скульптуры» свой наряд, свое излюбленное место работы, свой стиль и «почерк». Например, «чугунный» Майкл Джексон всегда исполняет для туристов несколько известных «па» популярной поп-звезды. Бронзовая дама с веером подмигивает прохожим и манит их легким движением пальчиков, предлагая сфотографироваться.
Все работы хороши
Когда и кто из барселонцев первым придумал забавную игру в «живые скульптуры» неизвестно. Сейчас в стремлении изобразить из себя нечто монументальное на улицу Рамбла приезжают актеры со всех уголков страны. Кто-то остается здесь на несколько месяцев, кто-то выступает на «Аллее» по нескольку лет.
«Живые скульптуры» можно встретить на Рамбле и летом, и зимой. Каждый день они выходят на «службу», чтобы развлекать праздных туристов и заработать себе на хлеб. А вечером все эти слоны, спортсмены, королевы и тролли складывают в деревянные ящики свои костюмы, снимают грим с усталых лиц и расходятся по домам, чтобы на следующий день вновь стать главной достопримечательностью Барселоны.