Каждого, кто приедет в Эквадор, удивит тесное сплетение испанских и индейских традиций. Ритуалы древних язычников мирно сосуществуют с католическими религиозными обрядами, а во время карнавалов индейские духи природы шествуют в одной колонне с Девой Марией и Иисусом во взаимном уважении и с соблюдением всех правил вежливости.
Чтобы понять причины, по которым две культуры так органично слились в одно целое, следует обратиться к некоторым особенностям колонизации Эквадора испанцами.
В начале 15 века территория современного Эквадора была населена рядом больших и малых народностей, среди которых были каньярис, китус, пуруа, пастос, каранкис и другие. Судьба этих народов была почти предрешена, поскольку с юга (территории современного Перу) поднималась страшная угроза: растущая и воинственная империя инков, с ненасытным аппетитом к захвату новых территорий. Согласно историческим свидетельствам, инки отличались особой жестокостью и неуважением к культуре завоеванных народов. На покоренных территориях происходили массовые убийства мужчин, женщин и детей. Кроме того, захватники широко применяли систему депортаций, когда часть народа угонялась далеко от родных краев (на территорию Боливии, Перу или север Чили), где работали пожизненно в качестве рабов, выполняя тяжелую физическую работу на благо империи. Это позволяло государству убить сразу несколько зайцев: уменьшить вероятность восстания, оторвав людей от родной земли, ослабить народ, разделив семьи, и получить бесплатную рабочую силу для выполнения черных работ.
В середине 15 века созрел замысел расширения империи на север, и инки вторглись на земли соседей. Местные жители оказали отчаянное сопротивление, которое было подавлено быстро и с исключительной жестокостью. Кроме этого, инки сделали несколько пробных атак дальше на север, с целью продолжить завоевание в ближайшем будущем. Казалось, никто не может предотвратить катастрофу, нависшую над индейскими народами... Никто, кроме испанских конкистадоров, которые по иронии судьбы появились в горах Эквадора всего лишь через 60 лет после инкского вторжения, разрушив под основание планы честолюбивой империи.
В 1530-е годы в поисках золота на территорию горного Эквадора вышли две испанские экспедиции, предводительствуемые Франциско Писарро и Себастьяном де Беналькасаром. Обе группы встретили весьма благоприятную для себя ситуацию. Местные народы, которые за время краткого господства инков еще не успели потерять память о былой свободе и благоденствии, восприняли испанцев как освободителей. Индейская элита одобрила действия испанцев как законные и полезные. Один за другим различные племена начинали выступать против инков в союзе с испанцами, что ускорило падение инкской империи.
Помощь местных индейцев не была забыта, и в новом колониальном государстве они со временем получили все права полноценных граждан. Например, согласно решению Бургос (Burgos, законодательного органа в Испании, занимавшегося разработкой законов для новых территорий), принятому в 1512 году, индейцы определялись как свободные люди, имеющие право владеть землей и получать оплату за свою работу. В 17 веке индейцам разрешили носить титул Дона, уравняв их в правах с испанцами благородного происхождения.
Конечно, было бы преувеличением сказать, что индейцы и испанцы сразу начали жить в любви и согласии. Как известно, конкистадоры были людьми малообразованными, грубыми и падкими на наживу. В исторических свидетельствах зафиксировано множество случаев плохого обращения испанцев с местными жителями. Однако, местные жители и сочувствующие испанцы всегда имели право пожаловаться в высшие инстанции, с уверенностью, что жалоба будет рассмотрена с полной серьезностью, а виновные понесут ответственность. Одна из первых подобных жалоб была подана на имя короля Карла Пятого в 1541 году испанцем Бартоломеем де Лас Касас. Его величество был крайне недоволен и даже отстранил от занимаемой должности некоторых членов Совета новых территорий. Сам факт, что такая жалоба в 16 веке была не только рассмотрена, но и удовлетворена, говорит в пользу того, что индейцы рассматривались как новые подданные империи, а не представители порабощенных народов.
Таким образом, с самого начала испанская конкиста на территории Эквадора носила особый характер, предопределив скорее союз, нежели противостояние культур. Традиционный взгляд европейских историков на колонизацию Латинской Америки как на истребление испанцами индейцев говорит в большей степени о желании авторов поразить воображение читателя кровавыми экзотическими подробностями, чем о точном следовании историческим реалиям.
Эквадор, 28 октября 2008 года