Когда западный мир отмечает День всех святых, в Латинской Америке празднуется День мертвых (исп. «Dia de los Difuntos»). В последнем слились традиции завоевателей и завоеванных: католическая вера испанцев и языческие ритуалы индейцев, уходящие вглубь веков, когда живые поклонялись душам умерших.
В давние времена об усопших должны были помнить и заботиться. Люди верили, что душа покойника, если его забыть, начинает беспокоиться и причинять вред живым. Одним из способов уделить внимание умершим был ритуал «кормления».
Например, у народности китус, населявших Кито, современную столицу Эквадора, усопшим предлагали чичу (исп. «chicha»). Это один из самых популярных напитков в Латинской Америке. Но в магазинах ее не купишь. Это народный продукт, наподобие русского самогона. Готовят ее из измельченных зерен маиса с добавлением плодов аки, манго, тамаринда. И всего, что имеет хоть какую-то способность к брожению.
Неизвестный испанский автор, посетивший Кито в 1573 году, так описывает похоронный ритуал местных жителей: «умершего хоронят в сидячем положении с гвадуа (исп. «guadua»; разновидность бамбука – прим. ред.) во рту - толстой полой трубкой, один конец которой оставляют над землей. Через нее жена и родственники покойника вливают в его рот чичу - по их словам, для поддержания духа умершего».
Следы индейских похоронных ритуалов сохранились по сей день, хотя и трансформировались под влиянием колонизации. Если вы окажетесь в Эквадоре в День мертвых, вас поразит феерическое смешение европейских и индейских традиций.
Праздник отмечается 2 ноября, совпадая по дате с испанским Днем всех святых. В древнем индейском календаре ноябрь назывался Ayamarca («месяц мертвых»). В течение этого месяца исполнялись обряды в честь предков, впоминались их заслуги, пелись песни. После христианизации обряд поминовения сократился до одного дня и стал ассоциироваться к испанским католическим праздником.
Чича по прошествии нескольких веков заменилась безалкогольным напитком - коладой морадой. Благодаря ягодам ежевики и клубники в процессе приготовления он приобретает темно-красный насыщенный цвет.
Главной ритуальной едой стали хлебные человечки, или уауас дель пан (исп. «guaguas del pan»: «guagua» на языке кечуа – «ребенок»). Эти фигурки с ручками и ножками символизируют плоть людей, приносимых в жертву, а колада морада – их кровь. Вспоминается христианский обряд причащения, идея которого, должно быть, оказалась близка колонизированному народу, практикующему жертвоприношения.
Ритуалы, исполняемые в День мертвых, различаются в зависимости от района. Например, жители столицы чаще всего ограничиваются тем, что проливают часть колады на могилы усопших, как бы разделяя с ними трапезу.
В маленьких городах к поминальной еде относятся более основательно: на могиле расстилают белое покрывало, расставляют на нем кушанья, которые покойник любил при жизни. Вся семья садится вокруг. Под конец трапезы умершему оставляют его тарелку с едой и разливают коладу мораду на могиле.
На тихоокеанском побережье Эквадора с наступлением темноты все члены семьи приходят на кладбище, неся зажженную свечу. Там они поют и танцуют под звуки музыкальных инструментов, так как это единственный день, когда покойник может повеселиться вместе с ними. Иногда для этих целей даже нанимают группу музыкантов с гитарами.
Моя подруга Мишель Кастильо Кортевилья рассказала мне об интересном обычае в День мертвых: «Раньше я жила в небольшом поселке около горы Кайамбе. Там, когда умирал ребенок, его любимую игрушку делили на две части. Одну закапывали в могилу. Другую в день праздника родители приносили и клали на место захоронения, так как верили, что раз в год их ребенок соединяет обе части, чтобы поиграть».
Все эти ритуалы указывают на то, в индейской традиции смерть не воспринимается как конец пути. И майа, и ацтеки считали, ее необходимым условием для сохранения жизни на земле. Уход близких и любимых для них – всего лишь переход из одного состояния в другое, сравнимый со сменой времен года. Для них было важно не забывать предков, дабы цикл жизни не разорвался.
Колада морада по-эквадорски
В одной кастрюле вскипятите воду, положите в нее луизу (вариант - мята), корицу, гвоздику. Добавьте «панелу» (темный сахар) и «наранхильо» (вариант - апельсин), разрезанный на 2 части. Варите 30 минут. Затем остудите и пропустите через сито.
В другой кастрюле вскипятите с сахаром 250 грамм ежевики и протрите через сито. Влейте пюре ягоды в отвар с травами и поставьте на медленный огонь. Затем залейте в кастрюлю 200 грамм кукурузной муки, смешанной с 1 чашкой холодной воды. Небольшой ананас нарежьте мелкими кусочками (исключая серединку) и положите в кастрюлю вместе с клубникой. Добавьте сахар по вкусу. Непрерывно помешивая, потушите коладу 15 минут. Желательно остудить перед подачей на стол.