Бесплатные наряды от дизайнеров, армия поклонников и 15 тыс. долларов за проход по подиуму: неудивительно, что тысячи молодых девушек мечтают о карьере топ-модели. Однако на показах высокой моды в Париже длинноногие блондинки в шелковых платьях, рекламирующие полную роскоши жизнь, жалуются на резкие перемены в их судьбе, последовавшие вслед за экономическим кризисом.
"В полцены! В полцены везде, в Милане, даже в Нью-Йорке", - восклицает 23-летняя Анна Чиж родом из Киева, только что сменившая платье от Stephane Rolland на джинсы и готовящаяся к очередному показу. Как и многие другие модели из Украины, России и с Балканского полуострова, Чиж регулярно посылает деньги своей матери, которая работает дизайнером интерьеров. Из-за экономического спада ее матери стало достаточно сложно найти работу.
По всему миру ритейлеры пострадали от сокращения расходов потребителей в результате роста уровня безработицы и опасений, что рецессия примет более продолжительный и глубокий характер, сообщает Reuters. Тяжелые времена переживают даже крупные сети, продающие предметы роскоши. Швейцарская Richemont, продающая ручки Montblanc и часы Cartier, объявила, что не наблюдает признаков восстановления после того, как ее продажи за третий квартал не оправдали ожиданий специалистов. Издатели журналов, начиная с Conde Nast, владеющего Vogue, и заканчивая Time Inc, говорят о сокращении объемов рекламных контрактов, а газета New York Times заявила, что ожидает дальнейшего снижения продаж.
Для январских показов в Париже и Милане, которые рассматриваются дизайнерами как лучшая возможность для рекламы своих товаров, было приглашено меньше моделей, чем в прошлом году. Модели и их агенты почувствовали неладное.
Клиенты лондонского модельного агентства Premier Model Management, представляющего интересы Клаудии Шиффер, раньше были готовы ежедневно платить 3 тыс. фунтов стерлингов, сейчас же сумма снизилась вдвое.
Для того, чтобы пережить кризис, модельные агентства уравнивают количество так называемых "коммерческих моделей", которые постоянно обеспечены не самой высокооплачиваемой работой, такой как съемки для различных каталогов, и более дорогих "имиджевых моделей", которые участвуют в показах мод и на обложках глянцевых журналов.
Директор Models 1, представляющего супермодель Агнес Дейн, Карен Даймонд ожидает, что полностью последствия кризиса проявятся чуть позднее, поскольку рекламные бюджеты и расписание показов определяются задолго до их проведения. "Клиенты продолжат работать с приглядевшимися моделями и не будут добиваться прорыва с новыми лицами, поэтому новым девочкам будет непросто", - сказал она.
С момента развала СССР и массового распространения интернета модельный бизнес стал одним из самых конкурентных и глобализированных. Сегодня молодая девушка из глухой деревни в Восточной Европе, очарованная блеском подиума и телешоу типа "America's Next Top Model", может отправить электронное письмо со своей фотографией какому-нибудь агенту и через какое-то время стать моделью.
Однако и тем, кому повезло найти агента, не обеспечен продолжительный успех. Даймонд говорит, что половина работающих у нее моделей задерживаются ненадолго, поскольку их молодые тела теряют прежнюю хрупкость или они решают сосредоточиться на получении образования.
Доходы тех, кто все-таки попадает на самую вершину, могут достигать в год до 500 тыс. долларов, не говоря уже о тех, кто получает такой звездный статус как Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл.