Нынешняя осень вернула в Москву азарт потребления постановок , основанных на музыке. Начался новый виток мюзиклового бума – почти одновременно вышли «Красавица и чудовище» и «Монте-Кристо», на подходе «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
Туда же рванули и драматические театры: скажем, Вахтанговский выпустил подряд танцевальный опус «Берег женщин» и оперетту «Белая акация». А в «Et cetera» активно репетируют бродвейский мюзикл «Продюсеры».
Зритель музыкальные спектакли любит. Есть в них особый расслабляющий эффект: даже самый серьезный сюжет лучше усваивается в спетом-станцованном варианте. Но качественных музыкальных спектаклей неизменно мало.
Хорошо, самобытно поющих и удачно танцующих артистов в театрах немного, и трудно сделать спектакль, где неравноценность подготовки не бросалась бы в глаза. Да и материал по большей части перелицовывается старый. Иногда из этого получается дело. Иногда – безделье.
Похожая штука и с мюзиклами (хотя по сути они ближе к шоу-бизнесу, нежели к театру, оценивают их по-прежнему по законам театральным). Более-менее постоянным успехом пользуются переносы западных постановок. Оригинальным везет куда меньше - даже если они сделаны «по закону жанра».
Так как же выходит: спрос велик, а предложение не соответствует? И о чем, кроме зрительского успеха, задумываются театры при постановке музыкальных спектаклей? Есть ощущение, что момент случайности здесь так же велик, как и в ситуации с основным московским репертуаром.
Бал смерти
Один из самых известных романов Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» неоднократно экранизировался, в том числе и в России, но ни разу не был поставлен на сцене. Продюсеры Владимир Тартаковский и Алексей Болонин решили исправить это упущение. Так возник мюзикл «Монте-Кристо».
Сюжет романа, естественно, претерпел изменения. Выпало довольно много персонажей – к примеру, из четырех «заклятых друзей» Эдмона Дантеса осталось только два – ревнивый Фернан и прокурор-карьерист Вильфор. Журналист Бошан превращен в распорядителя бала, скрывающего лицо под алой зловещей маской, а управляющий графа Бертуччо – в рассказчика, поясняющего сюжет.
Л История любви между юным Альбером и дочерью прокурора Валентиной расширена, а вот отношения графа и турецкой принцессы Гайдэ, наоборот, сведены на «нет». Равно как и практически все приключения пост-тюремного периода. Основные же события происходят на балу-маскараде у графа.
В числе основных достоинств спектакля – оформление и свет. Художник Вячеслав Окунев придумал пышную и при этом функциональную декорацию, дающую возможность показать и порт с кораблями, и своды замка Иф, и шикарный дворец графа.
А Глеб Фильштинский мастерски подчеркивает атмосферу то кроваво-красной дымкой, то зелеными отсветами тюремных стен, то сиянием чистого неба, навсегда закрытого для героев.
К сильным сторонам постановки можно отнести и музыку Романа Игнатова – она изобретательна и плотна, в ней множество переходов - от лирических скрипок и колокольчиков до жестких электрогитар.
Главных героев – Эдмона Дантеса и Мерседес - играют Игорь Балалаев и Валерия Ланская. У Балалаева не очень органичны первые эпизоды, юношеско-романтические. Зато, начиная со сцен заключения, все идет на лад.
С Ланской ситуация обратная: юная порхающая девушка в развевающемся белом платье выходит у нее неплохо. А «женщина с судьбой», закованная в сверкающий вечерний наряд, у актрисы не получается совсем.
Да и вокальные данные у нее слабоваты, многие номера Ланская откровенно заваливает. Но самое обидное – не выстроены их любовные отношения. Они взаимодействуют настолько формально, что поневоле начинаешь скучать.
На буксире
В нынешнем сезоне театр Вахтангова взял в труппу четырнадцать человек с курса Владимира Иванова в Щукинском училище. Чтобы им всем сразу было, чем заняться, в репертуар включили их дипломный спектакль – оперетту Исаака Дунаевского «Белая акация».
Потребность дать работу молодым артистам похвальна. Однако для этой цели стоило бы выбрать другой спектакль - Или создать новый, чтобы чтобы позволить артистам расти, а не стоять на месте.
Времена учебы благословенны тем, что можно пробовать любые жанры и стили. Экспериментировать с текстом, музыкой, движением. Испытывать на прочность себя и партнера.
И если в учебной работе можно простить начинающему артисту некоторые огрехи по части исполнения, то на профессиональной сцене счет другой. Лучезарности юных глаз не достаточно, чтобы считаться артистом.
И «Белая акация», вместо того, чтобы демонстрировать потенциал нового поколения вахтанговцев, ставит его под сомнение.
Оперетта Дунаевского, безусловно, материал достойный. Но чтобы сделать его смотрибельным, тем более в драматическом театре, надо предложить хоть какую-то трактовку, отношение, обоснование. В противном случае стоит сделать концертный вариант в тех же костюмах и декорациях.
В результате начинающие артисты вынуждены выплывать в меру собственных способностей. Кто как может. И сразу становится видна и разница в вокальной подготовке, и, увы, актерская неравноценность. Единственной комедийной краской оказывается грубоватая эксцентрика, переходящая в банальный жим (почему-то считается, что чем активнее актер хлопочет физиономией, тем веселее зрителю). А с серьезными эпизодами вообще беда – они бескровны и неинтересны.
Благодаря таланту и необычности выделяются Артур Иванов – спекулянт Яша Буксир и Мария Бердинских – девушка Катя, подруга главной героини Тони. У Ольги Немогай, играющей Тоню, интересная внешность и очень хороший голос, но роль практически не выстроена, поэтому о ее возможностях мало что скажешь.
Остальные же настолько перегружены гримом, костюмами и внешними деталями, что их попросту не видно.
Однако публика об этом не задумывается. Она видит яркие платья и слышит легкие приятные мелодии. Для полноценного спектакля этого мало. А вот для полноценного впечатления, как выясняется, достаточно.