Католикос-патриарх Илия Второй передал Владимиру Путину приветствие от Бидзины Иванишвили и заверил в его дружелюбном настрое новых властей к России. В тот же день ПАСЕ приняла резолюцию, в которой впервые косвенно признала миротворческую роль российских войск, размещенных в Абхазии и Южной Осетии. Эксперты отмечают, что тон ПАСЕ в разговоре с Москвой заметно смягчился. Католикос-патриарх всея Грузии Илия Второй, прибывший в Москву еще в воскресенье, передал президенту Владимиру Путину приветствие от премьер-министра республики Бидзины Иванишвили. Встреча патриарха и президента состоялась в среду в Ново-Огарево.
«Хочу передать вам привет от нашего нового премьер-министра. Он делает все необходимое и возможное для налаживания отношений с Россией. Думаю, что те проблемы, которые существуют между нами, будут устранены и мы будем по-прежнему братьями», - сказал Илия Второй.
Со своей стороны Путин поздравил патриарха с 80-летием и 35-летием его служения на посту предстоятеля грузинской церкви, а также с присуждением премии Фонда Единства православных народов.
«Особые слова благодарности я хочу выразить за то, что вы в сложных условиях сегодняшнего дня, имею в виду непростые межгосударственные отношения между Россией и Грузией, делаете все возможное для поддержания гуманитарных, духовных и культурных контактов между нашими братскими народами», - сказал президент. Во встрече также принял участие патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Напомним, у двух стран нет дипломатических отношений с момента конфликта 2008 года. Грузинский патриарх Илия II, который занимает свою кафедру с 1977 года, пользуется чрезвычайно высоким авторитетом в Грузии, независимо от сменявших друг друга за эти годы правительств. После конфликта в Южной Осетии связи между Русской и Грузинской православными церквями оставались едва не единственным связующим звеном между народами двух стран.
И «миротворцы», и «оккупанты» одновременно
Также в среду отношения Москвы и Тбилиси бурно обсуждался в Страсбурге
на заседании ПАСЕ, где была принята резолюция «Грузия и Россия: гуманитарная ситуация на территориях, пострадавших от конфликта и военных действий». В документе содержатся конкретные рекомендации Грузии, России, а также властям Абхазии и Южной Осетии.
Как
сообщило РИА Новости, с утра в среду ПАСЕ заслушала доклад шведского парламентария Тины Акетофт, которая готовила доклад и проект резолюции о последствиях конфликта 2008 года. Выступая на дебатах по докладу, замглавы делегации России Леонид Слуцкий выразил надежду на то, что ей удастся начать с грузинскими коллегами по ПАСЕ диалог по гуманитарным вопросам. Слуцкий также оговорился, что по политическим вопросом делегация РФ пока сотрудничать не готова.
Высказываясь в целом по документу Акетофт, Слуцкий предупредил, что делегация его не поддержит. Он пояснил, что в документе «наблюдается большой перекос в сторону грузинских беженцев». Слуцкий посетовал, что в документе ничего не сказано о беженцах в Южной Осетии.
Позднее, несмотря на возражения представителей Москвы, большинство в ПАСЕ одобрило резолюцию, в которой выступила за присутствие мониторинговой миссии в районе конфликта России и Грузии 2008 года.
ПАСЕ просит вовлеченные в конфликт стороны «энергично заниматься решением проблем безопасности в рамках первой рабочей группы Женевских международных дискуссий».
Кроме того, Ассамблея призывает «начать реальный диалог по вопросам мониторинга по обеим сторонам административной границы с привлечением к этой работе мониторинговой миссии ЕС». Ассамблея настаивает на обеспечении «полного и беспрепятственного доступа миссии к ныне оккупированным бывшим зонам конфликта». В проекте резолюции положение об «оккупированных бывших зонах конфликта» не содержалось. Оно было добавлено в ходе голосования по поправкам к резолюции.
В итоговом тексте резолюции отмечается, что «в плане безопасности ситуация остается напряженной особенно на территориях, прилегающих к административным границам, но не на том уровне, который привел к войне 2008 года». В резолюции говорится, что «масштабное российское военное присутствие, как в Абхазии (Грузия), так и в Южной Осетии (Грузия), выглядит неоднозначно».
В документе поясняется, что «с одной стороны это воспринимается Грузией и большей частью международного сообщества как оккупация части страны войсками соседа, а с другой стороны, это воспринимается Российской Федерацией и де-факто властями как гарантия от возобновления конфликта». На этапе работы по итоговому документу парламентарии проголосовали за включение в этот пункт положения «большей части международного сообщества».
В целом принятый итоговый текст не сильно отличается от проекта рекомендаций. В нем также содержатся своеобразные инструкции сторонам по решению проблемы беженцев.
«Сам проект был достаточно объективным»
Глава российской делегации в ПАСЕ, глава международного комитета Госдумы Алексей Пушков заявил, что российские депутаты не голосовали за резолюцию, так как Абхазия и Южная Осетия в ней названы составными частями Грузии.
«Сам проект резолюции был достаточно объективным, если бы докладчица не начала его политизировать», - сказал Пушков после голосования. «Докладчица должна была бы сосредоточиться исключительно на проблемах урегулирования гуманитарных последствий конфликта, но она представила текст резолюции так, что Абхазия и Южная Осетия в нем фигурируют как составные части Грузии, и это сделало для нас невозможным поддержать этот документ», - пояснил Пушков.
Он также отметил, что российские парламентарии считают неприемлемыми и принятые к этому документы поправки, внесенные грузинскими парламентариями, где говорится о «российской оккупации» Абхазии и Южной Осетии.
«Угодить российскому руководству»
Тбилисский политолог, директор Центра Евразии Гулбаат Рцхиладзе назвал встречу важным шагом на пути примирения двух стран. «Патриарх всегда, даже в самый тяжелый период после 2008 года выступал за сохранение всех связей, которые еще остались между русским и грузинскими народами. Речь идет не только о духовных и культурных связях. Речь шла о том, чтобы, насколько это было возможным, сохранить политические связи, что тогда вызывало раздражение у тогдашнего руководства Грузии», - сказал Рцхиладзе газете ВЗГЛЯД. По его мнению, патриарх говорит «чистую правду» о том, что новые власти всерьез настроены на диалог с Москвой.
Эксперт отметил, что сближение с северным соседом входит в личные интересы Иванишвили. «Он пытается осторожно, постепенно – на фоне очень тяжелого внутреннего социально-политического положения Грузии – идти шаг за шагом навстречу России», - отметил политолог.
Касаясь решения, принятого в Страсбурге, Рцхиладзе заметил, что авторы резолюции хотят «угодить российскому руководству» и одновременно сохранить статус-кво, «которое в мировом масштабе складывается в пользу Тбилиси, Абхазия и Южная Осетия де-юре –это часть Грузии». «Это некий баланс. Хотя ПАСЕ в целом склонна делать антироссийские заявления. При Саакашвили она вольно или невольно подливала масла в огонь, что не способствовало урегулированию российско-грузинских отношений. Принятую теперь резолюцию трудно назвать провокацией. Видимо, в ПАСЕ начали присматриваться что к чему и теперь пытаются сохранить баланс», - полагает эксперт.