Изображать новогоднее настроение за две недели до самого праздника — дело весьма хлопотное. Как для съемочной группы, так и для участников этого процесса.
В пятом павильоне «Мосфильма» поставили шестнадцать столиков с настоящими фруктами и бокалами напитка, имитирующего шампанское, за которыми усадили по два-три человека массовки. Их снабдили новогодней мишурой. На небольшой сцене расположили оркестр под управлением Павла Овсянникова. На стене установили большой экран.
На съемочной площадке я оказался в 15:00 одного из трех съемочных дней, когда Тамара Гвердцители и Дмитрий Дюжев говорили в камеру пожелания в новом году:
— Счастья вам, здоровья!
Режиссер Илья Глазунов остановил запись:
— Стоп. У нас свет не готов. Секундочку.
Секундочка растянулась минуты на три. Свет установили, раздалась новая команда:
— Снимаем! Аплодисменты!
Массовка захлопала. Певица повторила:
— Желаем вам счастья, здоровья, удачи, любви!
Дюжев:
— Это самое главное, самое важное антикризисное средство! С Новым годом!
Аплодисменты, звон бокалов.
— Стоп. Снято.
Артисты ушли. И в студии наступила пауза, которая для рядовых участников съемочного процесса не имеет объяснений. Массовка сидит. Ассистенты бегают туда-сюда. Режиссер исчез из поля зрения. Что-то кем-то делается, а что — неизвестно.
Вдруг зажужжала противопожарная сигнализация. Как оказалось, кто-то покурил в каком-то углу студии.
— Выключите сигнализацию! — возник режиссер. — Мы не можем снимать!
У человека с беджиком «Противопожарная безопасность» ожила рация — все услышали, что ключей от комнаты, где сигнализация верещит, нет, отключить не могут, но сейчас разберутся. В ожидании этого туманного решения решили просто открыть огромные двери студии и проветрить.
Минут через пять этот изматывающее жужжание прекратилось.
— Мотор! Аплодисменты!
Все захлопали.
Следующая команда режиссера заставила массовку переглянуться:
— Сейчас выступает Клара Новикова. Смеемся!
Публика осмотрелась, поискала артистку, но, так и не обнаружив, повиновалась, изобразив «ха-ха».
— А теперь удивляемся! — раздалось с потолка.
Народ:
— О-о-о!
— Снято! Спасибо.
Аплодисменты умолкли, но удивление массовки не проходило…
Следующий номер порадовал присутствием живого исполнителя — замечательной певицы Марины Девятовой. Танец балета «Возрождение», Дед Мороз с санями придавали номеру праздничное настроение.
Первый раз во время репетиции.
А потом это же самое снимали еще два раза. Строчка «Едет, едет Новый год по Москве широкой» уже навевала мысль: «Когда ж он проедет-то?»
Перед съемкой третьего дубля режиссер побежал на сцену что-то кому-то объяснять. Я обернулся и позади себя увидел Иосифа Кобзона. Он стоял в безукоризненном черном блестящем костюме, белоснежной рубашке, красно-черной бабочке и лакированных туфлях. Ему было назначено на 16:00. На часах натикало 16:20. Иосиф Давыдович стоял среди бегающих сотрудников технической группы. Хотелось предложить ему стул… Прибежавший режиссер уткнулся в «наше всё» и ойкнул:
— Ой, еще три минутки — и будем вас снимать!
Кобзон посмотрел на часы. Его взгляд выразил: «Знаем мы эти ваши три минуты».
«Новый год по Москве широкой» проскакал в третий раз, и на съемочную площадку пригласили Иосифа Давыдовича. Его появление вызвало у массовки приветственные аплодисменты без всякой команды. С поклонами знаменитый певец, народный артист СССР, депутат Госдумы и т.д. и т.п. дошагал до сцены и встал как монумент. Режиссер тянул с командой «Приготовились!».
По залу ходила уборщица, наводила порядок, убирая с пола набросанную новогоднюю мишуру.
Кобзон сопровождал ее взглядом.
Наконец зазвучала фонограмма и разлилась мелодичная песня про Ангару: «Чуть дымивший гудок парохода уплывает в далекую тьму. Две девчонки танцуют, танцуют на палубе. Хлопья снега летят на корму…»
Кобзон пел, подходил к столикам, выходил на середину студии…
Режиссер одобрил… репетицию! «Давайте писать!» — сказал режиссер. С команды «Мотор! Аплодисменты!» началась запись. Кобзон вышел на сцену, пошла фонограмма, он запел, подошел к столикам, вышел на середину студии…
«Очень хорошо! — сказал режиссер. — Давайте еще разочек!»
Всё началось по третьему кругу. На этот раз Кобзон, чтобы как-то оживить «далекую тьму» Ангары, пригласил девушку с ближайшего столика и протанцевал с ней последний куплет.
Режиссер сказал: «Снято. Спасибо» — и замолчал.
Хронометраж песни — минуты две. А запись заняла добрые полчаса.
Я снова оглянулся. Рядом со мной стоял Стас Пьеха. Он смотрел на происходящее. А я — на него и думал: «О чем бы его спросить?», но ответа на этот вопрос так и не нашел. Стас, как будто уловив мою растерянность, зевнул и пошагал по направлению к гримерным.
Потом Иосифа Кобзона усадили за центральный столик. Оператор попросил обновить грим артиста, после чего пару раз записывали поздравление Иосифа Давыдовича телезрителям: «Пусть будут счастливы ваши семьи! Пусть будет счастлива наша страна! С Новым годом!»
Затем к высокочтимому гостю подсели Стас Пьеха и группа «Челси». Они о чем-то там говорили. (Из огонька узнаем о чем.) Было тоже пара будлей. Ой, господи, дублей.
Режиссер время от времени взбадривал массовку: «Аплодисменты! И ваши улыбки! А то вы сидите как-то вяло!»
Публика послушно изображала произношение слова «чи-и-из».
Периодически звучала команда ассистентам подать новую порцию новогодней мишуры, зажечь бенгальские огни, долить «шампанского» в бокалы.
Кстати, роль этого напитка во всех телевизионных огоньках исполняет газированный напиток «Буратино». Если бы было настоящее искристое, то уже бы все лежали! А ну-ка посиди за столом с одиннадцати утра до одиннадцати ночи все три дня съемок!
Словом, участие в съемках праздника — это очень напряженный рабочий день!
Славя Бога, что я могу уйти в любую секунду, решил дождаться выхода Иосифа Кобзона, который целый час потратил на одну песню и поздравление.
Дождался.
Он возник в окружении каких-то людей. Для «обстоятельного» разговора с мэтром нашей эстрады у меня в запасе было метров десять (от выхода из студии до гримерок). Он на ходу поглядывал на часы. Видимо, куда-то спешил. (Слово «опаздывал» по отношению к Кобзону как-то не помещается в голове!)
Я кинулся наперерез его маршрута с благодарностью:
— Иосиф Давыдович, большое вам спасибо!
— Пожалуйста, — мгновенно ответил он, видимо, понимая за что.
Какой-то дюжий парень из его окружения даже оторопел от моего внезапного появления.
— Скажите, пожалуйста, сколько раз вы поздравляете нас с Новым годом? — спросил я, набирая скорость его движения.
— Кого?
— Нас, зрителей.
— Как — сколько раз? Один, во время Нового года.
— Я имею в виду, во время съемок новогодних огоньков…
— А-а, на съемках…
Кобзон остановился.
— Я не считал. Много раз. Но я думаю, что это к счастью!
Тут его окружение пришло в себя и как-то замельтешило.
Иосиф Давыдович сделал кивок головой — мол, честь имею — и пошагал дальше.
— И вас с наступающим! — пискнул я уходящей натуре Кобзона…
Когда ж еще встретишься вот так?!
А в студии в это время группа «Челси» исполняла песню «И опять во дворе нам пластинка поет и проститься с тобой всё никак не дает». Эта строчка звучала весьма символично — проститься с записью праздничной программы режиссер никак не давал…
Уж и не знаю, какой это был дубль…
Добавлю, что ведущими новогоднего огонька на ТВ Центре будут Стас Пьеха и Илона Броневицкая. Из любимых артистов эстрады старшего поколения вы увидите Людмилу Сенчину, Эдуарда Хиля, Эдиту Пьеху, Бюль-Бюль оглы.
Для молодежи будут петь… Не скажу кто. Ждите эфира. Я и так много секретов поведал…
Как говорит статистика, встречать Новый год россияне будут дома. И поступят мудро. В Сиднее валит снег, в Рио-де-Жанейро кормят шашлыками из кота, в финском Саареселькя придется соседствовать с...
Известный актер Константин Хабенский привез в Россию прах любимой жены, чтобы захоронить его на родине. В понедельник он заложил урну на одном из кладбищ Москвы.
Эквадорские ковбои живут на высоте 4 тыс. метров над уровнем моря. Они разговаривают на смеси индейского и архаического испанского. Развлекаются, устраивая петушиные бои. И не мыслят своей жизни...
В Петербурге запретили пикет в поддержку артистов Михайловского театра. По мнению руководителей городского Комитета по законности и правопорядку, организаторы пикета в защиту артистов поздно...
Наступающий Новый год наглядно демонстрирует: экономия - не в традициях русского народа, исповедующего принцип "Однова живем!". Замеры общественного мнения и опросы россиян подтверждают: в то...