Однажды в Чили моих родителей пригласила на прогулку латиноамериканская пара. В назначенный день они принялись ждать звонка, но телефон безмолвствовал. Что это было — вопиющая необязательность или простое взаимонепонимание?
Живя в Эквадоре, я бесчисленное количество раз замечала, как люди уславливаются куда-то пойти на выходных, обговаривают детали, улыбаются друг другу — а потом никто никому не звонит. Словно ничего и не было.
Сразу бросившись на поиски работы, я везде получала ответ: «Вакансий нет!» Уровень безработицы в Эквадоре очень высок, здесь люди годами держатся за одну работу, часто без повышения. Я была готова идти на любую зарплату. Но никаких предложений не поступало. В этот период мне помогла волонтерская работа в образовательном проекте для детей из бедных семей. Эта работа, хотя и бесплатная, обеспечила первые социальные контакты. К тому же, чтобы туда добираться, мне потребовалось освоить сложные автобусные маршруты. Я безмерно гордилась тем, что сама сажусь в автобус, делаю пересадки и добираюсь до места назначения.
Читать дальшеНапример, сегодня мы с мужем должны встречаться с другом Карлосом: мы всю неделю «договаривались» об этом по телефону. Сегодня утром я спросила у мужа, где нас будет ждать Карлос, и получила ответ, что наш друг «пока еще не подтверждал» свое желание.
А сколько раз мне давали бесчисленные обещания, которые не выполнялись! Причем, что удивительно, часто посулы даются собеседнику, даже если он о них не просит. Создается впечатление, что все эти разговоры — лишь часть некоего сложного церемониала, в котором все исполнители хорошо понимают значение каждого па и только новичок теряется и делает бессмысленные телодвижения.
Долгое время я не могла привыкнуть к пустословию и испытывала массу отрицательных эмоций. Ведь в русской культуре так много внимания уделяется тому, чтобы «сдержать слово». Те, кто его нарушают, кажутся несерьезными и легкомысленными.
Так рассуждала я, пока не начала знакомиться с теологией индейцев Южной Америки. Оказывается, эта самая «необязательность» является частью целой системы мировоззрения, уходящей в глубь веков, которая исповедовалась задолго до прихода европейцев.
Этика Европы и Латинской Америки настолько различны, что мы никак не можем пользоваться своими критериями для оценки поведения местных жителей. Например, ни одна из концепций западной философии («норма», «свобода», «ответственность» и т.п.) не имеет эквивалента в индейской философии. В центре мироздания индейца стоит мать-природа — Пачамама, и в качестве самой важной ценности он видит космический порядок и гармонию всех природных элементов.
Конечно, большинство современных латиноамериканцев вряд ли отождествляют себя с «чаканой» или Пачамамой. Тем не менее древние культурные убеждения настолько глубоко пускают корни, что человек их часто уже не осознает.
На одной из первых моих вечеринок в Эквадоре множество незнакомых людей целовали меня в щечку и участливо спрашивали: «Как дела?» При этом моментально отворачивались, не выслушав ответа. Это сочетание столь интимного тактильного контакта с полным отсутствием интереса к моим делам вызывало недоумение.
Читать дальшеИнтересно, что человек не рассматривается в качестве «творца», «меры всех вещей» или «венца природы». Он имеет свое строгое место в мире: место «чакана» (chakana), хранителя природного порядка. В отличие от своих бледнолицых братьев, истинному индейцу никогда в голову не придет поворачивать реки вспять или осушать болота — для него это означало бы нарушить природный порядок и забыть о своем долге хранителя.
Точно так же этичность поведения оценивается не «нормой», а «гармонией» — насколько данное поведение служит поддержанию баланса. Нарушение этого порядка не проходит даром: рано или поздно оно «возвращается» людям в виде природных катаклизмов. Например, индейцы верят, что многие горные озера в Андах являются следами подобных неверных действий, когда Пачамама посылала виновникам землетрясения и ливни.
Именно отсюда возникает принципиально другое отношение к «слову истинному». Говорить неправду иногда даже хорошо, если это служит для сохранения космической гармонии. Истина — не в информации, не обещаниях, а в поддержании мирового баланса. Коренной житель Анд, если ему предложат прямой вопрос, будет искать обходной путь, избегая окончательного согласия или отказа, чтобы в «да» был намек на «нет», а в «нет» — возможность «да».
Ведь однозначный ответ, особенно отрицательный, может нарушить гармонию отношений между ним и другим человеком, а следовательно, равновесие Пачамамы. Ответ «нет» может быть выражен самыми разными способами: «завтра», «посмотрим», «возможно».
Такие европейские ценности, как «искренность» или «обязательность», с точки зрения индейца, имеют второстепенное значение. Сама «правда» рассматривается как нечто относительное, что может видоизменяться в зависимости от того, что лучше для конкретной ситуации.
Человек, который прямо отказывает другому или, не дай бог, рубит правду-матку, нарушает этим мировые законы. «Честность», «правдивость» и «верность данному слову», которые так ценятся у представителей русской культуры, по мнению выходца с Андского нагорья, может привести к ужасающим последствиям: урагану, наводнению или чему-то похуже. В основе действий, которые кажутся нам в высшей степени предосудительными, лежат самые благие намерения сохранения благополучия во Вселенной.