Борис Фаликов, религиовед, доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ, автор книги «Культы и культуры»:«Алексий был первым свободно избранным патриархом после вавилонского большевистского пленения — на Поместном соборе в 1990-м году он победил других сильных конкурентов, в частности местоблюстителя покойного патриарха — митрополита Филарета. По своим убеждениям он был ярко выраженным центристом, и к числу его наиболее заметных заслуг следует отнести то, что ему удалось удержать Церковь от сползания вправо: в 90-е годы очень сильны были фундаменталистские настроения. В то же время так же — если не более жестко — Алексий подавлял и либеральное крыло. В результате если радикально-правые взгляды внутри Церкви еще хоть как-то дают о себе знать (в частности, их представляет епископ Диомид), то либеральное течение было практически полностью нейтрализовано, и сегодня говорить о «либеральном православии» уже не приходится. Среди наиболее серьезных претензий к Алексию — бюрократизация церкви: Поместных соборов с 1990 года не проводится, все решения принимаются на Архиерейском соборе, и миряне фактически лишены возможности участвовать в церковной жизни. Во внешней политике одним из главных достижений Алексия можно считать воссоединение с Зарубежной церковью. К числу неудач в этой сфере — не до конца проясненные отношения с Украиной. Очевидно, что Украинская православная церковь всё равно рано или поздно отделится, и, вовремя предоставив ей автокефалию, возможно, РПЦ удалось бы удержать Украину в орбите своего влияния, а теперь это становится проблематичным — Украина всё более явно тяготеет к Константинопольскому патриарху, нашему главному конкуренту, отношения с которым тоже не вполне однозначны.
За годы патриаршества Алексия существенно возросла материальная база церкви, однако во многих случаях это было достигнуто за счет избыточного сближения с государством. По сути дела, сегодня воспроизводится дореволюционная матрица «государственной», «официозной» церкви».