Один из бывших, настоящих и будущих инсайдеров Кремля согласился встретиться с корреспондентом «Часкора» Елизаветой Мещерской и поделился своим видением того, какой может быть Россия после кризиса, а также своим видением ситуации «двоевластия» и событий вокруг «Норильского никеля» на условиях анонимности. «Часкор» держит слово.
Кризис — в головах
Кризис, где он? Прежде всего в головах мирового сообщества. Началась паника, полетели биржевые площадки и т.д. Так и выход из кризиса тоже в головах. Как только будет сформировано положительное мнение насчет того, что мы начинаем выходить из кризиса, мы действительно начнем из него выходить. Причем сыграть может любой аспект. К примеру, первые шаги новой американской администрации, рост биржевых индексов. Главное, чтобы в головах сформировалось ощущение того, что мы перешли черту кризиса.
Выход России из кризиса будет сильно завязан на выход из кризиса США. Как только Штаты начнут его преодолевать, они подхватят нас, как на крючок. Всё зависит от того, как скоро это произойдет. Потому что затягивание процесса играет против нас. Кризис в России существенно отличается от мирового кризиса. Если во всем мире дефляция, перепроизводство, то у нас, наоборот, инфляция. Соответственно, к моменту преодоления черты кризиса страны Запада должны будут преодолеть дефляцию, а мы справиться с инфляцией.
Вопрос даже не в том, как будет развиваться кризис, а что будет после его преодоления в идеологическом смысле. То есть выйдет ли мировое сообщество из него с ощущением того, что надо перейти к рычагам госрегулирования или остаться в пространстве свободного рынка. Экономика, базирующаяся на рыночных принципах, доказала, что кризисы хоть и случаются, но она достаточно устойчива, поскольку кризисы случаются с цикличностью в 25—30 лет. А если перейти к госрегулированию, кризисы будут происходить с периодичностью в 2—5 лет. Сейчас много критики раздается в адрес рыночной экономики, считается, что ипотечный кризис в США грянул, потому что было недостаточно большое регулирование со стороны государства, поэтому его надо увеличить. Но вопрос не в том, что регулирование со стороны государства было маленьким, вопрос в том, что оно было неэффективным. То есть неэффективное госрегулирование всё равно ни к чему хорошему не приведет. На мой взгляд, неправильно будет, если после выхода из кризиса возобладает точка зрения о необходимости государственного регулирования.
Есть несколько точек зрения на выход из кризиса: госуправление экономикой в ручном режиме, причем используется этот метод сейчас как в России, так и в США: правительство и там, и там сидит и решает: этой компании денег дадим, а этой не дадим. Еще одна позиция — девальвация рубля. Мне кажется, что рано или поздно правительство к этому придет. Эта мера, безусловно непопулярная, отразится на рейтингах, людям так просто не объяснишь, что это полезно для оздоровления экономики. Да, разовьется инфляция, поднимутся цены на товары, особенно импортные. Но это самый действенный способ — вбухнуть денежную массу в обращение, насытить рынок. Другое дело, что к концу года надо будет выплачивать налоги, и все снова будут покупать рубли, и рубль укрепит свои позиции, но ненадолго. Без девальвации всё равно будет не обойтись. Поэтому лучше хранить деньги в долларах.
Тандему кризис не помеха
Мы будем бороться со всеми группировками, которые пишут обращения с отречением Медведева, и строго пресекать такие попытки. Обещаю, что не будет отставок ни президента, ни премьера, ни правительства. Все спокойно доработают свои сроки, несмотря ни на какие кризисы. Могут быть отставки лишь точечные. К примеру, уволить председателя ЦБ или что-то наподобие этого. А так каких-то глобальных перемен не будет. Плохо, конечно, что президент так часто уезжает из страны в момент кризиса. Это плохо действует на людей. Им же не объяснишь, что президент посещает страны Латинской Америки раз в три года и что это очень далеко, поэтому надо объехать как можно больше стран разом, ведь все они наши партнеры. Плохо и то, что Медведев уедет в Индию, а Путин в это время будет проводить прямую линию, — это автоматически даст повод для различного рода спекуляций о трещине в тандеме. Но ничего не поделаешь. Медведев — эффективный политик, хороший президент, правда, никто не застрахован от ошибок, тем более в сложные кризисные времена. Хотя мне кажется, что он будет баллотироваться на второй срок. Но поживем — увидим, еще три года есть, небольшой срок, но он всё же есть.
Предварительное согласие
Не факт, что Дерипаска удержит свои позиции в «Норникеле», у него не самый крупный пакет — 25%, самый большой пакет у Потанина — 31%, и еще есть у Усманова 5%. Непонятно, хватит ли средств у Дерипаски и Потанина сохранить свое влияние после того, как придет время выплачивать кредиты. Хотя пока предприятие еще не почувствовало на себе кризис, у него положительное сальдо. Но рано или поздно кризис затронет и его.
Кстати, по поводу назначения Волошина (или Чемезова) представителем государства в «Норильский никель» — вопрос окончательного не решен. Там есть лишь предварительное согласие. Нельзя сказать, что представитель государства будет контролировать расходование средств, которые государство выделяет на поддержку предприятий. Пока никакой поддержки предприятиям не выделяется. Может, правительство и помогает отдельным олигархам — Потанину, Дерипаске, но это ничего общего не имеет с помощью самому предприятию, поэтому говорить о каком-то контроле пока рано.