Музыканты DEPHAZZ уже не раз бывали в России. И очередной их приезд в гостеприимную страну обставлен с шиком. Впервые они играют в «Лужниках», пусть и с занавешенными трибунами и сидячим партером.
Впервые привезли с собой не камерный (такой уже был у них в зале на Плющихе), но полноценный духовой оркестр из братской Украины. Там они только что отыграли полноценный восьмидневный аншлаговый тур, весьма успешный.
Десятилетие группы — круглая цифра
За десятилетие произошло много чего. С триумфом ворвавшийся в брит-поповый музыкальный мир лаундж от немецкого программиста Пита Баумгартнера вбрызнул свежую кровь в застоявшуюся танцевальную музыку.
Явление De Phazz (так писалось тогда их название) мигом разделило утилитарную музыку для отдыха на «элитную» и «непритязательную». Потому что лаундж с привкусом трип-хопа и эйсид-джаза невозможно представить в большом диско-клубе для пьяных подростков.
Музыку DEPHAZZ положено слушать вполуха, облокотившись на подлокотники мягкого кресла в дорогом казино. Или не обращать на нее внимания, управляясь с вилкой и ножом в элитном ресторане.
Можно даже, как утверждает сам Баумгартнер, мыть под нее посуду и убирать постель. Но под нее нельзя «колбаситься». Уж слишком сытая музыка.
Зал ГЦКЗ «Россия» в «Лужниках» всё же оказался неполон. Кризис сказывается. Но сами музыканты, похоже, были счастливы тем, что есть. Судя по многочисленным восторженным восклицаниям «Livin’ orchestra, livin’ orchestra!», музыкантам DEPHAZZ нечасто приходится играть с живым оркестром.
Попыток-то было несколько, но с немецкими оркестрами не сложилось.
Джазовый оркестр «Лыбидь» под руководством дирижера Григория Постоя известен по украинским телепроектам «Танцы со звездами» и «Танцую для тебя». Вместе с DEPHAZZ он звучит респектабельно и свежо.
12 духовых инструментов (не считая тромбона Отто Энгельхарта) выдают прифанкованный джазовый деликатес. За ним, впрочем, совсем не слышно позвякиваний и покряхтываний из лэптопа Баумгартнера, но для большого зала это даже к лучшему.
Хорошо? Хорошо!
Два вокалиста — Карл Фрирсон и Пэт Эплтон — сменяют друг друга по очереди, отчего кажется, что попал на вечер кабаре. Собственно, чем не кабаре? Музыка DEPHAZZ полна отсылок к киномузыке 60—70-х: внятные реминисценции то к фильмам о Джеймсе Бонде, то к вестернам от Эннио Морриконе прослеживаются с самого первого альбома Detunized Gravity.
Вкусные латиноамериканские ритмы вплетаются в самые серьезные музыкальные темы: торжествует постмодернизм, и мытье посуды входит в контекст ритуала. Отсюда те позвякивания из лэптопа Баумгартнера.
Карл и Пэт с удовольствием локализуют московский концерт. То переиначивают тексты в «Russian Body», то выбегают в зал и пытаются заставить кого-либо танцевать (не получается), то перечисляют к месту и не к месту «Ukraine, Byelorussia, Russia!», то вовсе разыгрывают между собой комический диалог по-русски:
— Да, да, да!
— Нет, нет, нет!
— Что?
— Хорошо-хорошо!
В качестве концертной фишки Пит использует затухающее повторение последней вокальной фразы композиции, и получается цельное оформление всего концерта. Благо Карл и Пэт не ленятся менять наряды — от красного к белому, потом к черному.
Современный салонный джаз подразумевает обращение «леди и джентльмены!», и фронтмены повторяют это выражение раз сто.
Электроника в таком составе звучит, как ни странно, на периферии. Без сочных клавишных падов, конечно, в лаундже не обойтись. Но многочисленные духовые вполне готовы обнять и задушить в своих объятиях всё, кроме ритм-секции.
Даже вокалисты мешают такой щедрой «духовности». И вокалисты уходят прочь, а прожекторы высвечивают очередное виртуозное соло Отто Энгельхарта на тромбоне с сурдинкой, или Виталия Ермакова на саксофоне, или Петруччо (как его представила Пэт) на трубе.
Лаундж давно вышел из моды, однако DEPHAZZ нисколько уже не волнует, остаются ли они модными. Утилитарная уютная музыка нужна всегда, как хлеб или молоко.
Невозможно ждать от DEPHAZZ нечетных размеров или звукового нонконформизма. Потому что мы имеем дело с апостолами конформизма. Они предсказуемы и тем неизменно хороши для буржуазной публики в мягких креслах.
Пожалуй, «Лужники» все-таки слишком велики для DEPHAZZ. Фронтмены явно не справляются с огромными пространствами стадиона. Они привыкли работать в малых формах и видеть глаза своей публики. Уюта в огромной бетонной чаше для них не хватает, и сгенерировать его на такой объем сил нет.
Чернокожий Карл Фрирсон жонглирует своим вокальным мастерством. То преподносит, словно на золотом блюде, изысканный фальцет в духе Фредди Меркьюри, то артистично скрежещет, подобно Диаманде Галас.
Всё в меру, все как реприза. Но начинающиеся аплодисменты зачем-то глушит последующими фразами — опыта работы с большой аудиторией все-таки не хватает.
Два биса, и концерт закончен. Музыканты DEPHAZZ выходят с видеокамерой и направляют ее в зал. Съемки на память:
— Это был прекрасный вечер, Москва!