Украинские власти
опубликовали список лиц, виновных в организации голодомора. Среди них — Иосиф Сталин, высшее руководство украинского ГПУ. Голодомор попал на первые страницы газет, о нем дискутируют первые лица государств, обмениваются нотами дипломатические ведомства России и Украины.
Выгоды Ющенко, раскручивающего тему голодомора, понятны. Непопулярный президент Украины, чей рейтинг в 4% почти сравнялся с плинтусом, отчаянно нуждается в большой теме, которая позволила бы ему выиграть выборы, до которых осталось чуть больше года. Ожидается, что Украина выберет нового главу государства в январе 2010 года. Пока что Ющенко сильно отстает по популярности от всех ведущих политиков страны, причем не только от Януковича и Тимошенко, но и от своего недавнего ставленника Яценюка.
Поэтому он делает ставку на антирусский украинский национализм, на консолидацию вокруг себя всех тех сил, которые выступают против Москвы в украинской политике. Тема изгнания Черноморского флота из Севастополя не работает. Консолидировать украинское общество на этой основе не удается. Видно, что глубинные структуры украинской идентичности не затрагивают даже попытки организовать отдельную от Русской православной церкви украинскую незалежную церковь. Состоявшийся в начале года визит в Киев Константинопольского патриарха Варфоломея, который, как ожидалось, должен был дать благословение на отделение украинских православных от Московского патриархата, скандально провалился. Тогда Ющенко нашел тему голодомора. И она, единственная из всех, сработала.
Россия невольно оказалась в положении страны, оправдывающей большевизм. Конечно, на риторическом уровне это не совсем так. И президент Дмитрий Медведев, и Государственная дума осудили гибель миллионов людей в начале 30-х годов и признали проводившуюся сталинским руководством СССР политику коллективизации неприемлемой. Но российская сторона попыталась растворить трагедию в неосоветской риторике, которая сводилась к тому, что убийства совершались не по национальному, а по классовому признаку и потому голодомора не было.
Тем самым убийства времен коллективизации невольно признавались, в сущности, неважными, незначительными, не достойными воспоминания. Действительно, что толку горевать об Иванах да Марьях, если они убиты не как украинцы или русские, а всего лишь как крестьяне или, допустим, колхозники. Плюнуть и забыть. Зато сколько тракторов и сенокосилок получила страна! Сколько танков! Сколько электростанций!
И взгляд на массовые убийства через призму социалистического строительства полностью убил пафос антиголодоморной риторики нашей власти.
Однако с точки зрения украинского национального государства и украинцев как народа так ли важно, в качестве кого их убивали? Если в некой области проживает 100% украинцев и 90% из них крестьяне, то, если убить 100% крестьян, мы автоматически получим гибель 90% украинцев. Должен ли утешить их тот факт, что убивали не по этническому признаку? Должен ли этот факт утешить также миллионы людей иных национальностей, например русских и казахов?
Российская борьба против идеи голодомора строится на неверных принципах. Нашему руководству кажется, что если показать интернациональный характер террора, продемонстрировать его классовый характер, то тем самым удастся избежать формирования на Украине антироссийской и антирусской по своей направленности идеологии. Ибо, чего уж греха таить, те силы, которые стоят за Ющенко, будут винить в голодоморе не СССР и не Сталина, но русских и Россию, даже несмотря на официальную риторику, отрицающую этот непреложный факт.
Для Ющенко и его людей наивысшим достижением была бы война между Россией и Украиной. Тогда исторические узы, связывающие два народа, были бы разорваны и две страны стали бы смотреть друг на друга сквозь щели прицела, точно так же, как смотрит Израиль на Палестину или Индия на Пакистан. Универсальная технология «разделяй и властвуй» в действии. Заокеанские кукловоды будут довольны.
Но поскольку слишком многое связывает два народа, горячая война пока немыслима (и слава богу). И вот тогда появляется голодомор — как война «хохлов с москалями», уже бывшая в прошлом.
Российское руководство ввязывается в нее. Неуклюже, максимально компрометируя себя в глазах украинцев. Ибо голодомор затронул тысячи семей. До сих пор существующий на Украине смехотворный культ еды: «сала», «ковбасы» — родом оттуда, из страшного голода начала 30-х.
Каков же выход из сложившейся ситуации? Конечно, мы не можем изменить историю. Но голод 30-х — наше общее прошлое. Следовательно, у Украины не может быть на него монополии. Следует здесь, в России, почтить память тех, кто погиб в ту лихую годину. Следует дать оценку действиям советского руководства по проведению коллективизации. Осудить как преступников тех его членов, которые своими действиями способствовали массовой гибели людей.
Горько говорить, но великий голод начала 30-х — это то, что нас объединяет. Это общая история наших народов. Да что там — нашего народа. Великороссов, малороссов, всех пострадавших в годы террора. Нужно забыть о классовой составляющей (да, впрочем, была ли она, ведь советская власть вовсе не преследовала целью геноцид крестьянства, она просто пыталась выжать из него хлеб, а за хлеб получить деньги). Те события, которые Украина называет голодомором, — общая трагедия русского народа (в том числе и такой его неотъемлемой составляющей, как малороссы).
Если признать это, то всё станет на свои места. Голод 30-х — и российская трагедия. Памятник жертвам нужен и на российской земле. Россия должна разбить монополию на голодомор, которую пытается создать Ющенко. И тогда президент Украины уйдет в историю. А русские и украинцы — останутся.