С некоторых холмов по краю долины видно Средиземное море — до него полчаса езды.
Это место называется Клиль, просто Клиль — никакого перевода с иврита или арабского не обнаружено. Вокруг долины — арабские поселения, а сама долина еще в 70-х была необитаема.
Приехавшие сюда в 1976—1977 годах несколько еврейских семей, в основном европейского происхождения, были, судя по всему, обуреваемы противоречивыми чувствами — сионистскими, с одной стороны, индивидуалистскими — с другой. Эта причудливая смесь любви к земле Израиля при нежелании строить на ней Новую Жизнь коллективно и привела к странному результату: вместо привычного израильского поселения типа «киббуц» (колхоз) или «мошав» (фермерское объединение) получилась россыпь хуторов и хуторков, разбросанных по склонам долины. Сегодня здесь живут приблизительно 400 человек, включая детей, то есть около 120 семей.
Хозяин нашего хутора доктор биологии Стивен Фульдер приехал из Англии.
Что же такое «быть близко к земле»? Это значит вставать утром и касаться каждого дерева. Говорить ему: «Привет, дерево, ну как ты сегодня?» Такие отношения могут быть только долговременными — вплоть до того, чтобы быть похороненным на этой земле, на которой ты проливал кровь и пот. О земле не надо рассуждать — ее надо любить такой, какая она есть: вот эта скала, вот как она смотрит, вот что чувствует.
Читать далееСтивен когда-то помогал московским диссидентам, а потом работал в одной лаборатории с известным правозащитником Жоресом Медведевым, когда тот остался в Лондоне в 1973 году и был лишен советского гражданства. Внешне Стивен похож на Дон Кихота, и не только внешне, — иначе бы ему никогда не пришло в голову бросить успешную профессорскую карьеру в Лондоне и переехать в эту пустошь. «Когда мы приехали, — рассказывает Стивен, — у нас были только палатки и горячий энтузиазм начать новую жизнь». В своей статье «Интеллигент на земле» Стивен на прекрасном английском повествует о том, как он, хилый городской интеллектуал и хиппи, и его жена, неутомимо-моторная Рахель, не только построили пять домов, но и родили трех дочерей. Немного похоже на «Тружеников моря» Гюго.
В строительстве им помогали соседи — бедуины и друзы. За это вдобавок к зарплате — по необходимости весьма скромной — Стивен, который переквалифицировался в натуропата, лечил соседей травами — женщин от бесплодия, а мужчин от импотенции.
Вообще этот район, да и вся Галилея, уникальны в смысле мирного проживания евреев и арабов. Поневоле задаешь вопрос: почему в других местах — в Газе, Иудее и Самарии — идет война? Прежде всего Галилея не оспаривается, она признана израильской. Живущие здесь бедуины, друзы и арабы-христиане — граждане Израиля, вписанные в израильскую экономику.
В результате они отнюдь не экстремисты, скорее наоборот. Автомеханик М. с огромным удовольствием употребил предложенную нами в виде угощения водку, строго запрещенную Кораном. «М., ты же мусульманин!» — подначил я его. «Я — все что угодно!» — ответил он.
Но вернемся к Клилю. Простор, природа и свобода привлекали на эти пологие холмы все больше и больше антиурбанистов, в первую очередь, конечно, художников самых разных бэкграундов и мастей. (См. сайт)
Стремление к независимости и вольной жизни привело к тому, что Клиль до сих пор не подключен к государственной системе электроснабжения — по принципу «поменьше дел с государством». (В Израиле — государственная электрическая компания.) Естественно, водоснабжение тоже автономное.
Такую же вольницу можно наблюдать на сходках, созываемых для решения самых неотложных вопросов. Во-первых, из 120 глав семей хорошо если придет половина, а во-вторых, царят жуткий шум и неразбериха.
Пример неотложного вопроса: «наезд» государства. Когда строили, оно хлопало в ладоши: заселяется пустынный край, увеличивается присутствие евреев среди арабов, улучшается социальный климат и т.д. Редкий случай — поселенцам удалось купить частную землю у друзов ближайшего городка: 95% земель в Израиле принадлежит государству. Поверив властям, поселенцы бурно расстроились на своей земле, причем разрешения на строительство не получали, так как для государства эти земли не существуют! Дело в том, что оно, государство, не удосужилось внести их в кадастр. «Не беспокойтесь, потом оформим», — говорили чиновники. В результате кадастр и ныне там, а государство… стало штрафовать за отсутствие разрешения! Начали с одного самого размашистого клильца, который воздвиг чуть ли не дворцовый комплекс. Суд присудил ему такой штраф, что он не смог заплатить и попал в тюрьму. Через несколько месяцев его выпустили с условием заплатить, а так как не из чего, его опять посадили и т.д. Постепенно он привык и к весне уже собирает сухари — знает, что скоро за ним придут. (Это, конечно, шутка — в израильских тюрьмах кормят нормально.) Вслед за ним стали штрафовать и других клильцев, постепенно наращивая темп.
На сходке мнения резко разделились: одни говорили, что нужно поднять шум в прессе, тогда, мол-де, не посмеют и отстанут, другие — что надо не высовываться, отсидеться по-тихому, может, сами отвяжутся, ведь виноваты-то они сами.
В Клиле есть все, что должно быть в благоустроенном населенном пункте, только все разбросано по хуторам. В одном — прачечная, в другом — кафе, в третьем — детсад, в четвертом — пекарня, в пятом — козье молоко и сыр, в шестом — «циммеры» для туристов (www.clilzimmers.com/).
«Органическая деревня»
Принцип экологии присутствовал с самого начала и строго соблюдается по сей день. Вся семья Стивена — вегетарианцы. Цыплят разводят для яиц, которые, правда, иногда воруют крысы. На последних напускают двух полусиамских кошек, которые, впрочем, предпочитают опасной войне с крысами мирный кошачий корм…
Отопление — буржуйки, готовка на баллонном газе. Большая часть электроэнергии — от солнечных батарей, правда, иногда не хватает, приходится подкачивать от дизель-генератора соседа. Все лампочки — дневного света. Интернет через систему мобильной связи.
Без пестицидов и химудобрений (это принцип Клиля) здесь выращиваются разные экочистые овощи и фрукты, в которых я, к моему стыду, ничего не понимаю. Знаю только, что, когда ешь, вкусно.
Впрочем, в сборе оливок мне самому пришлось поучаствовать. Делается это так. На день рождения Стивена в октябре приглашаются гости, которые всей толпой направляются на сбор маслин. Похоже на сбор вишен. Некоторые маслины уже почернели, и их можно попробовать в процессе сбора. Потом один из поселенцев (в данном случае это был клоун-полунинец Федор Макаров) везет урожай в ближайшую друзскую деревню на давильню. Там их две: современная и старинная, возрастом лет эдак с тысячу. В ней по оливкам катается каменный жернов, и поэтому она — «экологична», правда менее производительна. В очереди со своими мешками, по словам Федора, стояли в трогательном единении евреи, друзы, бедуины и просто арабы. Часть масла платится за выжимку, часть забирается домой. По технологии оно должно несколько дней отстаиваться, а потом хочешь — продавай, хочешь — сам ешь.
На ферме Фульдеров все органические отходы идут в дело, то есть на компост. Кроме пластмассовых бутылок и мешков они складываются в определенных местах и затем утилизируются централизованно.
Ресайклинг отходов настолько популярен, что один из клильских художников, Джек Джано-Зену (Jack Jano-Zenou), использует отходы для создания своих произведений.
Некоторые из клильских «циммеров» так и рекламируются: bed & organic breakfast (постель и органический завтрак — напр., «Гостильня Рощина», < a href=http://www.zimmer.co.il/galil.asp?site_id=2449>Rosheen's Guest House).
В последние шесть лет усилился приток молодежи. Ноэми Хавильо, дочь известного израильского режиссера, приехала в Клиль года четыре назад. Сперва открыла кафе, потом переключилась на выращивание органических овощей.
По четвергам фермеры устраивают рынок, где продают «органику» для своих и гостей, которых съезжается иногда преизрядно.
В булочной — какой-то суперхлеб с орехами и другими включениями. Торговля без продавца — деньги кладутся в коробку на доверие.
Местный идеолог и гуру Йозеф Филип Зену (возможно, родственник художника-рециклиста) устраивает фестивали экотуризма и семинары на тему «Пища для тела и души», пропагандируя местную продукцию.
Геодезический купол
Как известно из истории архитектуры, геодезический купол, представляющий собой полусферу, собранную из тетраэдров, был изобретен в 1922 году в Германии В. Бауэрсфельдом и растиражирован в США Б. Фуллером в конце 1940-х.
В одном из хуторков Клиля работает народный умелец, который производит эти штуки. Это изящная сборно-разборная полусфера с каркасом из стальных трубок, обтянутых белыми брезентовыми треугольниками с круглыми окнами, похожими на иллюминаторы. Сооружению не страшен ни дождь, ни солнцепек (летом сверху ставится защитный навес). Диаметр 8 метров, цена около 3 тыс. долларов.
У Фульдеров купол поставлен в отдалении от остальных домов, на самом краю, над долиной. Горизонт открыт почти на 360 градусов, демонстрируя «арабское окружение», на этот раз, к счастью, мирное. Правда, по ночам там постреливают, но, говорят, от радости — свадьба или еще какой праздник.
Клильцы вообще любят экспериментировать с жильем: тут можно найти и индейское типи, и эскимосскую юрту, и разного рода «караваны». Фульдеры выбрали купол-шатер из-за его красоты и модульной конструкции. Рядом с ним, в пяти метрах, — сарайчик с кухней, санузлом и душем. Электричество от солнца, газ баллонный.
Геокуполом уже пользуется Стивен — он проводит там занятия по медитации. Для йоги оптимальный размер группы — 8—12 человек.
Чиновники пытались «наехать» и на купол как на незаконное строительство, но Рахель отбилась, сказав, что это художественный проект ее дочери, студентки факультета искусства Хайфского университета. Чиновники поворчали, но отцепились — можно надеяться, навсегда.
Клиль, конечно, не единственная экодеревня в Израиле, но, несомненно, уникальная. Впрочем, то же, наверное, утверждают и другие экодеревни.