Год был богат на события в сфере кино. Какие-то из них были международными, а иные затрагивали исключительно Россию. Какие-то были сиюминутными, а последствия иных будут давать о себе знать еще многие годы. Давайте отмотаем время до января 2008 года и посмотрим, что произошло за эти 12 месяцев.
100 лет российскому кино
В 2008 году российскому кино исполнилось 100 лет. По этому случаю 18 января в Доме кино на Васильевской улице был показан первый русский игровой фильм — 8-минутная «Понизовая вольница» Владимира Ромашкова, выпущенный 15 октября 1908 года и большинству зрителей известный под названием «Стенька Разин». Остается лишь сожалеть, что именно в свой юбилейный год отечественный кинематограф пережил кризис, о котором ниже.
Смерть Хита Леджера
Главные фильмы. «Адмиралъ». «ВАЛЛ-И». «Железный человек». «Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа». «Мамма миа!» «Морфий». «Мумия 3: Гробница императора драконов». «Особо опасен». «Стиляги». «Темный рыцарь».
Читать дальше 2008 год потряс количеством смертей, и одной из первых была смерть 28-летнего американского актера Хита Леджера. Ее обстоятельства до сих пор не ясны, но как бы то ни было это была страшная потеря, которую миллионы людей во всем мире переживают по сей день. Да и как иначе? Все еще остается вопросом, получит ли Хит посмертно «Оскара» за гениально сыгранного Джокера в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана. А впереди еще «Воображариум доктора Парнаса» Терри Гиллиама, на съемках которого Леджер и заболел. Хит, без сомнения, был одним из самых талантливых актеров своего поколения. Его карьера только начиналась.
Триумф «Русалки»
В январе 2008 года в городе Парк-сити, штат Юта, США, прошел очередной фестиваль независимого кино «Санденс». Приз за режиссуру в категории «Драма» на нем получила Анна Меликян. Тогда же Variety, одно из самых авторитетных киноизданий Америки, опубликовало пятерку перспективных режиссеров планеты, в которую вошла и Анна. Признание на столь высоком уровне молодой российской постановщицы стало огромной честью не только для нее лично, но и для нашей страны в целом. Однако это было только начало. Уже в феврале «Русалка» получила приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале, в марте — Гран-при Софиского фестиваля, а в июле — приз Independent Camera в Карловых Варах. Пожалуй, ни один российский фильм еще не собирал награды на таком количестве престижных кинофестивалей.
«Бумажный солдат» в Каннах
Антирейтинг показывает: дело не только в количестве плохих фильмов, но и в неправильной, агрессивной рекламной кампании. Даже если фильм того стоит, такое ощущение, что рекламщики не умеют использовать ничего, кроме «выжженной земли».
Читать дальше «Русалка» была не единственным отечественным фильмом, заслужившим призы на фестивале класса «А». Новая работа Алексея Германа-младшего, драма «Бумажный солдат», удостоилась чести представлять Россию в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля, по праву входящего в тройку самых престижных на планете. И тем большей победой было то, что картина увезла сразу два приза — «Серебряного льва» за режиссуру и приз за операторскую работу. К слову, участие Германа-младшего в конкурсе Венеции стало доброй традицией. В 2003-м он удостоился там Специального упоминания за свой дебют «Последний поезд», а в 2005-м номинировался на «Золотого льва» за «Гарпастум».
Победы «Тюльпана»
Первый по значимости фестиваль мира — Каннский — тоже не обошел в этом году вниманием российское кино. В его конкурс попала работа Сергея Дворцевого «Тюльпан», которая представляла Казахстан, хотя в действительности является копродуктом Германии, Швейцарии, Казахстана, России и Польши. Так или иначе, фильм взял главный приз конкурса «Особый взгляд»… И это было лишь начало. После этого «Тюльпан» удостоился двух призов в Карловых Варах и по одному в Монреале и Цюрихе. Причем в последнем он был назван лучшим на фестивале. И только одно омрачает радость: картина так и не попала в российский кинопрокат и совершенно неизвестна отечественным киноманам.
Возвращение Индианы Джонса
С тех пор как в 1981 году на экраны вышел фильм «В поисках утраченного ковчега», им поверяются все приключенческие ленты. Отчаянный и невероятно находчивый археолог Индиана Джонс стал одним из самых узнаваемых образов в истории кино. И хотя третья — «Последний крестовый поход» — картина о Джонсе вышла в 1989 году, поклонники трилогии не теряли надежды на то, что слово «последний» в названии фильма не станет пророческим, и мы еще увидим новые похождения любимого героя. Надежда подпитывалась обещаниями Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, но время шло, Харрисон Форд старел, и шанс на то, что четвертый фильм все-таки увидит свет, таял на глазах. Неудивительно, что многие до самой премьеры «Королевства Хрустального черепа» в мае этого года не верили своему счастью.
Голливудский дебют Бекмамбетова
Тимур Бекмамбетов не был первым режиссером, сделавшим карьеру в Россию и получившим возможность поработать в Голливуде. До него был, например, Андрей Кончаловский, успевший с 1984 по 1989 год снять там шесть фильмов (в частности, «Любовники Марии», «Поезд-беглец», «Гомер и Эдди», «Тэнго и Кэш»). Но хотя Кончаловский тоже работал со звездами, ему доставались все же куда менее масштабные постановки, а главное, он перебрался за океан сам. Так или иначе, приглашение Бекмамбетова многими было воспринято как достижение всего российского кинематографа, который не так часто дает повод для гордости. К счастью, Тимур снял настоящий хит, что позволило почти сразу заговорить о начале работы над сиквелом.
Кризис в кинематографе
Ни для кого не секрет, что в суммарном зачете отечественный кинематограф ежегодно приносил колоссальные убытки. Именно поэтому кризис, разразившийся в этой сфере бизнеса, возник бы и без мирового экономического. На сегодняшний день заморожено более семидесяти кинопроектов. Ударил кризис и по телевидению. Крупнейший производитель сериалов в России, студия «Амедия» оказалась на грани банкротства и вынуждена была практически полностью свернуть свою деятельность. Без работы остались тысячи человек.
Путин возглавил Совет по кино
Еще 7 октября по итогам совещания «О развитии отечественной кинематографии», проведенного по случаю официального открытия киностудии «RWS – Санкт-Петербург» Владимир Путин дал поручение о создании правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии, но едва ли кто-то мог предположить, что премьер сам же его и возглавит. Впрочем, он не делает секрета из своих намерений. В частности, Путин заявил, что «потенциал кинематографа как важнейшего инструмента воспитания, образования, формирования ценностных ориентиров общества все еще используется не в полной мере» и пообещал начиная с 2010 года ежегодно выделять на это не менее 4,3 млрд рублей. Остается надеяться, что совет не превратится в орган цензуры.
VII съезд Союза кинематографистов
Все, что происходило вокруг съезда и непосредственно на нем, хочется забыть как страшный сон. Однако трудно игнорировать такое событие, как перевыборы председателя Союза кинематографистов. А борьба за власть разгорелась нешуточная. Михалков хотел поставить своего человека – а именно, Михаила Пореченкова. Старая гвардия, которая вцепилась в СК как в последнее, что связывает их с кино, давно уже обвиняла Михалкова во всех смертных грехах и заранее была против всего, что он мог предложить. Председателем был избран Марлен Хуциев, однако Михалков назвал съезд нелегитимным, а его решения — противозаконными, и чем кончится это противостояние — еще неизвестно.