Чего ожидать от милиционеров, попавших под сокращение? Могут ли бывшие силовики стать опасными для общества? Что страшнее — само увольнение или его ожидание? На эти вопросы отвечает психотерапевт Марк Сандомирский.
— Как может отразиться известие о сокращении штатов на поведении сотрудников правоохранительных органов?
— Психологическая реакция каждого человека в такой ситуации может различаться, но есть общие закономерности. Первый этап — это период самообмана. Человек пытается скрыть от окружающих и от самого себя истинные переживания. Накопившиеся внутри эмоции обычно выплескиваются за кружкой пива или стопкой водки. Возможно начало запоя.
В ноябре ГУВД официально сообщило о намерении сократить 15% штатных единиц. Со страниц изданий высокие чины рапортовали о необходимости предпринятых мер. Генералы заверяли: сокращения пройдут безболезненно. Когда начнется чистка, официально не объявлено. Но по данным источника в ГУВД, «сокращения коснутся практически всех подразделений и кое-кому уже намекнули, а кому и напрямую сказали о предстоящем увольнении».
Читать дальшеВторой этап — переживание несправедливости. Между сотрудниками обостряются конфликты: одних сокращение затронуло, а других — нет. Возникает вопрос: а почему уволили именно меня? Я что, хуже Сидорова?
Следующий этап — интриги и попытки сделать так, чтобы под сокращение попал кто-то другой. Поскольку это, как правило, не удается, то возникает этап депрессии — уже полного, глубокого и горького разочарования. И чем больше сотрудник проработал в органах, чем прочнее профессия вошла в его жизнь, тем сильнее будет боль. Ее следствие — реактивная депрессия, или попросту нежелание жить. На этом этапе люди в погонах становятся опасными и для себя, и для окружающих. Не забывайте, что у милиционеров есть табельное оружие. Так что это может привести к крайне негативным последствиям.
— Упадет ли эффективность работы сотрудников?
— Если милиционер представляет, что он может попасть под сокращение, то любая мотивация к работе у него испаряется. Зато у тех, кто в черный список не попали, возникает желание закрепиться на месте. Правда, нередко это проявляется не столько в повышенной работоспособности, сколько в желании угодить начальству.
— Какая судьба ожидает стражей порядка, которые всё-таки будут сокращены?
— По сути, пути у сокращенных силовиков два: пойти в частные охранные предприятия, которые сейчас переживают не лучшие времена, или в криминал, который, наоборот, расцветает. Очевидное следствие — усиление преступных группировок в стране, повышение «профессионального» уровня ее членов.
— Как помочь сотруднику преодолеть психологические последствия сокращения?
— Мне кажется, для милиционеров нужно организовать психологическую поддержку. Профессионал сможет напомнить бывшему работнику органов о том важном в его жизни, что не было связано со службой, — об отношениях с родными и близкими, общении с детьми, хобби, других жизненных интересах.