Севастополь, Декабрь 11 (Новый Регион, Евгений Андреев) – Адмирал Колчак был не выдающимся флотоводцем, а весьма посредственным военачальником и политиком. Все морские сцены нашумевшего фильма – блеф.
С такой точкой зрения выступил на страницах официального издания Черноморского флота России газеты «Флаг Родины» член военно-научного общества ЧФ Геннадий Рыжонок.
«Кинолента режиссера построена на вранье, – утверждает автор. – Никакого немецкого броненосного крейсера «Фридрих Карл» в апреле 1916 года Колчак на мины не заманивал, не стрелял по нему из 75-мм пушчонки. Сама дуэль крошечного русского миноносца с закованным в 100-150 мм броню германским крейсером в 10тыс. тонн водоизмещением – нечто из области фантастики: огнем своих тяжелых орудий он одним-двумя залпами за пределами дальности стрельбы миноносца разнес бы этот кораблик в щепы».
«Фридрих Карл» действительно погиб на русском минном поле, пишет Рыжонок, но... в 1914 году. По его словам, не выдерживает никакой критики и сцена обстрела германских позиций на курляндском побережье крейсером «Слава»: «не было в составе Российского императорского флота крейсера с таким наименованием».
Менее чем за годичное командование Колчаком ЧФ, продолжает автор, русские морские силы в этом море понесли самые тяжелые потери за всю войну: были уничтожены субмарина «Морж», эскадренный миноносец «Лейтенант Зацаренный», а также линкор «Императрица Мария». Гибель этого новейшего дредноута в хорошо защищенной базе без какого-либо явного воздействия извне потрясла всю Россию и была сравнима с национальным бедствием, отмечает эксперт. Он напоминает, что постройка корабля обошлась казне в 29 млн. рублей, что соответствовало в то время 28 тоннам золота.
Тогда морскому министру Григоровичу удалось уговорить царя отложить суд над Колчаком до окончания войны, напоминает эксперт.
Говоря о Колчаке как о «верховном правителе», Рыжонок напоминает, что в Омск Колчака привез английский генерал Нокс. Спустя две недели вице-адмирал Колчак присваивает сам себе лично чин полного адмирала.
«Этого черного кобеля ныне усиленно отмывают добела. В Омске и Иркутске в честь него воздвигнуты памятники, в Москве – мемориальная доска. На очереди -Севастополь. Как стало известно, инициативу «одного из состоятельных людей города» поддержал первый заместитель председателя СГГА. Но думается, что установка памятника Колчаку не должна стать прерогативой отдельных личностей. Вопрос надо решать всем миром, жителями Севастополя», – заключает автор.
Как сообщал «Новый Регион», ранее зампред украинской администрации Севастополя Владимир Казарин заявил о намерении неназванного «состоятельного» жителя города профинансировать установку памятника Колчаку в городе.
Против этой инициативы уже выступил севастопольский горком Коммунистической партии Украины.